ЧОУ ДПО "РОСЭКООБРАЗОВАНИЕ" г. Липецк, ул. Неделина, 1 "в"
+7 (4742) 72-74-88
+7 (4742) 72-74-90
+7 (4742) 72-74-99
Версия для слабовидящих

30/12/2015

30/12/2015

Из-за изменений экологического законодательства бизнес ждет горячая пора

 

С 2015 г. началось серьезное реформирование природоохранного законодательства. Изменения законодательной и нормативной базы в области охраны окружающей среды затронули деятельность практически всех предприятий и организаций. Насколько новые законы соответствуют требованиям времени и чего нам ждать уже наступающем году, рассказала аудитор-эколог, директор предприятия — члена Липецкого РСПП ООО «РОСЭКОПРОЕКТ» Любовь Моргунова.

 

Любовь Михайловна, стали ли в результате реформирования законы более доступными и понятными для бизнес-сообщества?

Если говорить в целом об экологическом законодательстве, то к настоящему времени в России насчитывается более 70 федеральных законов, регламентирующих экологическую сферу и около 4000 подзаконных актов. Все эти документы должны быть взаимоувязаны, прозрачны и приемлемы для экологически ориентированного бизнес-сообщества. Пока этого нет.

Принятый в июле 2014 года закон  №219-ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты РФ», изменений, внесенных в №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» акцентировал наше внимание на основных этапах и задачах грядущих реформ, рассчитанных в перспективе до 2030г. Для реализации Закона потребуется принять более 30 подзаконных и нормативных актов,  некоторые  уже вступили в силу. Так, после утверждения постановлением №1029 критериев, по которым предприятия распределили по 4 категориям по степени негативного воздействия на окружающую среду, природопользователи наконец смогут ориентироваться в требованиях законодательства   к «своей» категории: какие природоохранные документы и виды отчетности  иметь, в каком объеме и в какие сроки исполнять.  Осталось специально уполномоченному органу (ФС Росприроднадзора) определить порядок постановки на учет природопользователей с присвоением им соответствующей категории.

С другой стороны, постановление №1029, принятие которого обсуждается  и в настоящее время, приведет к росту финансовой и административной нагрузки на все отрасли, что крайне нежелательно в условиях кризиса. У бизнес-сообщества по прежнему остались вопросы к данному документу: почему при определении критериев в большей степени  учтены мощности производств, а не уровень негативного воздействия? Ведь эти показатели не всегда совпадают.

 

Дискуссии разворачивались вокруг темы, касающейся отходов производства. Что ожидает предпринимателей в этой сфере?

Что касается изменений в №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: он предусматривает, в том числе, систему госрегулирования в области обращения с отходами и ответственность производителей. Система госрегулирования – это создание монопольных региональных структур – операторов в области обращения с отходами, функционирующих за счет субсидий из бюджета и тарифов за  услуги. В то же время производитель такжеобязан утилизировать отходы товаров (продукции), выпущенных на территории РФ — здесь возникает противоречие между двумя этими требованиями. Остается непонятным и введение норматива образования отходов при  перспективе перехода на технологическое нормирование.

С 01.07.2015г вступают в силу изменения в п.30 ст.12 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов  деятельности», в связи с этим подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Здесь мы также столкнулись с недоработкой закона: например, в числе прочих лицензионных требований устанавливается проведение лицензиатом рекуперации веществ разрушающих озоновый слой (ОРВ) из отходов, перед их обезвреживанием и захоронением Но вот пояснений, что делать с отходами, содержащими ОРВ (например: лаки для волос, освежители, кремы, полиуретановая пена, ингаляторы, системы пожаротушения, стеклопакеты и т.п.) нет, как и специализированных технологий по  рекуперации  ОРВ, т.е. выполнение вышеперечисленных законов и подзаконных актов и лицензионных требований практически невозможно. Как здесь быть — непонятно. Для информации: срок получения лицензий на транспортирование, обработку, утилизацию, использование  отходов 1-4 классов опасности переносится на июль 2016г (вместо ранее обозначенного срока – до 01.01.2016, что для предприятий всей страны было заведомо не реально). А действия лицензий на размещение и обезвреживание продлено до 2019г.

 

А что изменится в плане обращения с ТБО?

Срок вступления в силу изменений в порядок осуществления деятельности по обработке твердых коммунальных отходов (ТКО) на территориях субъектов предлагается перенести с 1 января 2016 года на 1 января 2017 года:  Кроме того, планируется отложить срок вступления в силу порядка регулирования деятельности регионального оператора по обращению с ТКО, а также порядка заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, порядка государственного регулирования тарифов в области обращения с ТКО — очень много противоречий предстоит устранить законотворцам по многочисленным предложениям бизнеса, реально занимающегося   данной отраслью.

 

К чему еще следует готовиться участникам рынка?

С 1 января 2016 года проектная документация и результаты инженерных изысканий по объектам размещения или обезвреживания отходов I - V классов опасности подлежат государственной экспертизе. В частности, государственная экспертиза в отношении объектов, используемых для обезвреживания или захоронения отходов I - V классов опасности, начиная с 1 января станет проводиться только на федеральном уровне. А в связи с тем, что с 1 июля 2015 года проектная документация объектов, используемых для размещения или обезвреживания отходов I - V классов опасности (по всем направлениям) будет являться объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня, в составе документов, направляемых для проведения государственной экспертизы  должно быть представлено соответствующее положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В целом ситуация в области обращения с отходами сложная и противоречивая: «застой» в этой отрасли в предыдущие годы, неправильные подходы к формированию подзаконных актов, неработающий долгие годы ФККО, бюрократические, вредные для бизнеса  подходы к паспортизации и нормированию, лимитированию отходов, формированию реестра объектов размещения отходов (ГРОРО) до сих пор вызывают возмущения в бизнес-сообществе. И сама отходоперерабатывающая отрасль отстает от требований времени. Этой отрасли нужна господдержка.

Минприродой, правительством, Законом  дан ориентир перехода на высокотехнологичные технологии (НДТ – наилучшие доступные технологии): в первую очередь это касается предприятий, отнесенных по критериям к 1 категории. Росстандарт определил правила сбора данных, необходимых для разработки информационно-технического справочника по НДТ,включаяразработку унифицированных шаблонов. Требования и сроки жесткие, от природопользователей потребуются не только колоссальные финансовые вложения, но наличие  в штате профессионалов технологов, экологов, профильных инженеров и помощи (а не давления) специально уполномоченных госструктур.

Считаем, что при принятии Законов, подзаконных и нормативных актов законодателям и чиновникам, ответственным за это, необходимо прислушиваться к практикам, производственникам, учитывать их опыт и производственные аспекты. К сожалению, при этом используются, зачастую, «теоретические»  подходы, «бумаготворчество»  выпускников ВУЗов (порой даже не профильных) принятых на ответственные должности в госорганы,  – отсюда и все беды.

Налицо кадровый голод, многие институты (например, институт государственной экологической экспертизы, лицензирования) разрушены, профильные опытные кадры, эксперты потеряны. В целом, уровень экологического образования в стране низкий - уверены, что в России необходим отдельный Закон «Об экологическом образовании» и специальная независимая структура по охране окружающей среды (министерство, комитет, агентство и т.п.).

Как видим, в настоящее время находить оптимальную форму применения актов и норм в области природопользования, разрешения проблем и пробелов в экологическом законодательстве трудно, уже принятые документы во многом не устраивают бизнес-сообщество и самостоятельно разобраться в нововведениях не просто. Поэтому бизнесменов ждет горячая пора: чтобы ориентироваться  во всех изменениях и держать руку на пульсе, необходимо повышать  квалификацию и уровень экологической грамотности и руководителей и сотрудников, ответственных за экологию и природопользование. Просто потому, что изменений и нововведений слишком много, но применять их в работе, в формировании эффективной экологической политики необходимо — ведь незнание закона не освободит от ответственности за его  неисполнение.

 

Назад к списку новостей

Отправить сообщение